Лопатищи.
Селение Лопатищи возникло из становища бортников в раменном лесу на берегу речки Ивашевки, недалеко от древней дороги, шедшей вдоль Волги в Сибирь, в 3—4 верстах от Работок. Название своё починок, а потом и деревня получили от протекавшей рядом речки Лопатинки.
* Раменный лес - русское слово, обозначавшее старый высокоствольный еловый или елово - пихтовый лес
Искра. Поселок назван в честь большевистской газеты "Искра", как символ новой жизни. В первые послереволюционные годы жители деревни Серково, желающие жить по-новому, на пустых землях основали новый поселок и колхоз. Одним из основателей был Яков Николаевич Шурыгин.
Лапшлей.
Название состоит из двух эрзянских ( мордовских) слов:
Лапш - плоский,
Лей - овграг или, речка, овраг с водным источником.
Существует несколько легенд о возникновении названия.
Первая: песчаные бугры с полянами изобиловали земляникой, которой в большом количестве собирали местные жители. "кста" - земляника, "во" - бор: КСТОВО – «ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА В ЛЕСУ»
По второй, на этом месте в Волге крестили мордовских язычников. «Кстить»- крестить
Третья, маловероятная, У Кстова проходил трудный участок бурлацкого пути по Волге. Чтобы преодолеть быстрое течение реки баржами, бурлаки перед Кстовом молились - «кстились». Но название Кстово возникло намного раньше, чем на Волге появились бурлаки. Очевидно, так было и на других трудных участках бурлацкого пути по Волге. Но дело в том, что к этому времени Кстово было значительным поселением и носило уже свое название.
Чернышиха возникла примерно в XVII веке. Первоначально называлась Желобки, так как в деревне били ключи, вода которых текла по деревянным желобкам. В Чернышихе располагался женский монастырь. Предположительно от «черниц» — монахинь — и произошло название. Вторая версия: Чернышиха — чёрное место, где проживали колдуны, чернокнижники. Третья версия: деревня целиком выгорела, после пожара образовалось сплошное чёрное пепелище.
Шёлокша возникло на левом берегу речки Шелокшанки- правом притоке р.Кудьма. Название финно- угорское в мордовском языке-«шолнемс», в марийском «шолнекс» означает шуметь, журчать, бурлить.
По другой легенде Один из предводителей татарского войска, Окша, двигаясь в сторону Нижнего Новгорода, остановился здесь на ночлег. Раскинуло войскошатры, встало станом. Потому и поселение стало называться Стан-Шелокша. Шел Окша.
Село Слободское основано 300-350 лет тому назад, где сейчас находится село Слободное (Свободное) место, а село, которое называлось Поповенское находилось в 3-х километрах к западу, на опушке существующего и теперь леса Пустошь. Село прижималось к большому непроходимому лесу. В этом лесу водились разбойники, которые часто беспокоили жителей села. И жители решили переселиться подальше от леса на Слободное место. И стало селение сначала называться Слободное, а потом Слободское.
Татинец. Свое название селение получило от речки Татинки (Вольской Татинец), в устье которой оно расположено. Речка же в свою очередь называлась так от древнерусского слова «тать» - разбойник, вор, похититель. Это подтверждается расположением селения, где с окрестных возвышенностей просматривается значительный фарватер Волги, что было удобно для наблюдения за проплывающими мимо судами. А в густых зарослях речки Татинки и за Татинским островом могли прятаться ватажные лодки разбойников.
Недобрую славу о разбойничьих пристанищах хранят и старые поговорки: «Татинец и Слопинец – ворам кормилец», «Татинец, Слопинец, Борок – всем ворам уголок».
Толмачёво – типичное нижегородское село, возникшее на месте древнего мордовского поселения и обрусевшее в XVI веке, после походов Ивана Грозного на Казань. В этих краях поселились «толмачи» – переводчики, знавшие русский, мордовский и татарский языки: им-то населённый пункт и обязан своим названием
Прокошево. По легенде деревню основали старообрядцы, прятавшиеся в лесах от государева гнева. Они прокосили (прорубили) в лесах место для деревни. Название Прокосево со временем преобразилось в Прокошево.
По другой легенде на месте современной деревни была ставка атамана Прокоша, грабившего купцов на Казанском тракте.
Новое Ликеево. С названием поселения связаны две легенды. Первая – о беглом раскольнике по имени Лекей, искавшем место для спасения своей семьи от преследования. Непроходимые леса, в которых было полно дичи, река, в которой плавала никем не пуганная рыба, навели Лекея на мысль о том, что это место вполне может быть пригодным для постройки жилья. Он перевез сюда свою семью и начал строить жилище. Через некоторое время на жилище Лекея набрел ещё один раскольник, потом второй, третий… Беглые люди строили рядом с избой Лекея свои дома. Вскоре образовалось селение, которое назвали по имени первого поселенца – Лекеево.
Другая легенда говорит о том, что какой-то человек шел по берегу Кудьмы и обо что-то споткнулся. Он нагнулся, освободил предмет от земли, вытер его рукавом рубахи и увидел, что найденный предмет не что иное, как икона. Икону в старину называли «ликом», отсюда и название – Ликеево. Считалось, что найти икону – это предзнаменование, поэтому и стал человек строить жилище именно на этом месте. Обе легенды имеют право на существование, но старожилы утверждают, что раскольники прятали свои церковные книги и иконы. Могло быть и так, что этот «лик» тоже был спрятан и, спустя время, найден.
Шава Название села происходит от протекающей вблизи реки Шавы (левый приток р. Кудьмы). Этот гидроним объясняют двояко. Одни утверждают, что наименование происходит от марийского слова жава (лягушка, жаба), то есть по-русски речку можно назвать Лягушачьей (такое название она, видимо, получила за свою незначительность и обилие лягушек в тихих заводях).
Другие считают, что это название мордовское и в переводе с эрзянского означает "пустой", "пустое место", "пустошь" или слабозаселенная территория. Эту теорию подтверждает и местность, по которой протекает река. В основном в ее пойме заболоченные места, заливные луга и практически нет населенных пунктов.
Существует и совсем сказочная легенда, что якобы около села потерялась одна из любимых собак Екатерины II во время ее пребывания в Нижегородской губернии. Потерявшуюся собачку Ее Величества искали всем миром, но не нашли. Жителям села трудно было выговорить и запомнить имена собак императрицы, таких, например, как, Том-Андерсон, Земира, Дюшес, они искали просто шавку.
Так и закрепилось за селом название – Шава.
Запрудное — одно из древнейших сел Поволжья. Оно впервые упомянуто в Нижегородской летописи под 1371 годом
Одна из легенд гласит, что свое название село получило от имени тихоструйной речки Запрудненки, на которой оно стояло, именовавшееся так из-за перегораживаемых речку мельничных плотин местных крестьян. Другая легенда говорит о том, что раньше жители Запрудного делали свистульки или дудочки из бузины или тальника, который рос в большом количестве по берегам речки, и поэтому эту речушку стали называть Дударовка.
Черемисское. Черемисами много веков подряд называли марийцев. Название деревни восходит, видимо, к тем временам, когда на этих землях проживали марийские племена – черемисы. А возможно, связана с историей черемисских войн, которые проходили и на Нижегородской земле в 16 веке.
Ждановский. Неофициально посёлок часто называют Колос. Посёлок сформировался в 1959 году, когда на основе трёх колхозов создали совхоз «Ждановский». Соответственно, у нового сельскохозяйственного комплекса сформировался посёлок, в состав которого вошла часть местных деревень.
Карабатово. Помнит Кстовская земля опустошительные набеги татаро-монголов. Дым пожарищ и потоки крови оставляли татары, проникавшие глубоко в пределы нижегородские. Они грабили, убивали, разоряли местное население, сжигали дома и деревни, угоняли людей в рабство. Бытует предание, что приютившуюся на склоне горы у Кудьмы деревушку дотла спалили татары только потому, что её жители собрали мало дани. Разгневанный хан приказал селение сжечь, а жителей перебить. Деревню, что возродилась на месте пепелища, стали называть Карабатово («кара»-черный, «Бат»-хан)
Село Безводное расположено на реке Волге. Откуда взялось такое название? Говорят, что первые жители поселились возле Гремячего ключа на южном склоне. Первое поселение также носило название Гремячка.
Много беглых людей было в те годы в здешних краях. Бывали случаи, когда бежавшие от хозяев крестьяне беспокоили жителей приволжских деревень. Особенно доставалось от них деревне Гремячке, что стояла выше нынешнего села Безводное. Гремячинские жители терпели-терпели всё это, да и решили всей деревней покинуть насиженный край. Долго искали они подходящее место и вот один раз вышли из леса на открытую поляну, и задумали они на ней обосноваться. Поставили сои избушки и стали колодцы копать. До пятнадцати сажен докопали, а воды-то нет и нет…. Вот и назвали своё селение Безводным. Ну, а расселяться-то люди стали по горе, ближе к Волге. Здесь, в горе, много ключей с хорошей свежей водой было. Да и река совсем рядом. Так что в селе воды стало много, а название так и осталось.
Семеть. Происхождение названия села напоминает о тревожном и героическом прошлом этой земли. Дружина воинов подошла к поселению. Приустали дружинники, решили отдохнуть. У ручья с холодной и чистой, как слеза, водой напились, утолили жажду. Воевода оповестил своих воинов: «Здесь привал сделаем, сия меть нашего пройденного пути». И появилось у небольшой речки название Семеть. Позднее деревня, выросшая на этом месте, получила такое же название, и по сей день она так называется.
Село Работки находится на правом берегу Волги. Первое упоминание о селе датируется XVI веком. Уже в начале века село было многолюдным, застроенным рублеными домами. Своё название, по преданию, село получило в 1548 году, когда в нём остановилось русское войско, направлявшееся на Казань. Оружие было оставлено на льду, но вследствие оттепели провалилось под лёд и утонуло. Было приказано достать его со дна. Первый из смельчаков, поднявшийся со дна реки, воскликнул: «Ох и работка была под водой». С тех пор село стали называть Работки.
Кадницы. В народной памяти живет несколько преданий, объясняющих происхождение названия села Кадницы. Одно гласит, что в том месте, где теперь раскинулось это село, в далекой древности находился главный пункт, в котором татары производили обмен пленными. Рассказывают, что татары тут не только меняли, но и казнили многих русских, мордву, черемисов, попавших в плен. От этого и пошло название места, которое именовалось прежде Казницами. Слово Казницы со временем превратилось в слово Кадницы.
Другое предание утверждает, что название Кадницы пошло от того, что здесь якобы очень давно, еще до XVII века, селились бондари, делавшие деревянные кадки. А мастеров, которые занимались бондарным ремеслом, называли еще кадушечниками или кадниками. Так вот село и получило имя себе по основному промыслу его жителей — Кадники, а позднее слово Кадники изменилось в Кадницы.
Есть и третья версия происхождения названия села. Возможно, название населенного пункта произошло от именования разбойников, основавших его, а их в здешних местах называли «кадами».
Зимёнки. По легенде, в давние времена на косогоре стояла одинокая избушка – зимовье охотника - пастуха. От него и получила свое название деревня Зимёнки.
Великий Враг. Народная память относит основание села к XIV веку и связывает с победой Руси на поле Куликовом.
После победы воинов на поле Куликовом тело Пересвета было доставлено в Москву и погребено в незадолго перед тем основанном Симоновом монастыре. Отмечая особые заслуги Симонова монастыря среди других обителей древней Руси, Дмитрий Донской пожаловал братии на пропитание многие земли и угодья, в том числе “дал государь князь Дмитрий Иванович Пречистой Богородицы в дом на Симоново воды по Волге ниже Нова города: Елинские да Лелюховские с озеры и с пески и с заводьми… по душе своей на помин, в наследие вечных благ”. Именно тогда было основано село Великий Враг, получившее свое название от мощного вымыва материка в сторону Волги, прокопанного за века небольшой речкой Великовражкой.
Вязовка. Село возникло задолго до 17 века среди дремучего леса. Вокруг села были большие густые леса. Здесь росли дубы, вязы, берёзы. При въезде в село стояли большие ворота в виде арки из вяза. Старожилы утверждают, что из-за обилия вяза и этих вязов ворот село и получило свое название.
Федяково. Происхождение названия села точно не установлено. В настоящее время существует несколько версий. Согласно самой распространенной оно происходит от мужского имени Федор или Федяк. Возможно он был первым жителем здесь или имел большой участок земли в этой местности.
По другой версии, после Отечественной войны 1812 года в село привозили пленных французов, которых называли «Федями», из-за незнания ими русского языка. Некоторые из них обосновались в этих краях насовсем. Местные жители и сейчас нередко называют село Францией. Однако,французская версия» происхождения названия села не подтверждается историческими источникам. Населенный пункт «Федяково» встречается на картах XVIII века и с таким названием фигурирует в Списке сел Нижегородского уезда за 1744 год.
Анкудиновка. В документах за 1609 год встречается название «Онкудинова», возможно, существовала и раньше. По преданию деревня названа в честь разбойника Анкудина, грабившего путешественников в этих местах.
Большое Мокрое. Первое поселение было у «Гремячего ключа». Но вода в нем была очень плохая, большой состав извести, из-за чего был очень большой уровень смертности среди первых поселенцев. Воду начали искать в других источниках, самая лучшая оказалась в колодце «Святом». Место вокруг него было труднопроходимое, болотистое. Эта особенность местности и дала название селению, где поселились люди, использовавшие его воду – «Мокрое».
Чаглава
Дружина нижегородцев – русичей, освобождая свои земли от врагов, подошла к этому поселению. На окраине лежал человек с отсеченной головой. Здесь недавно бесчинствовали татары. Один из воинов поднял отрубленную голову и, обращаясь к своим ратникам, спросил: «Чья голова? Русского или татарина?» Оказалось, русского. Воины предали тело земле, и дружина двинулась дальше. А поселение в память погибшего русича стало называется Чаглава.
Название Чернуха произошло от названия речушки Чернушки, которая впадала в речку Озерку, теперь ее нет.
Ветчак – одно из древнейших селений Кстовского района. По мнению историка Н.Ф. Филатова в XIV веке на переправе через р. Кудьму появилось постоянное поселение паромщиков и лодочников, перевозивших как отдельных путников, так и целые посольские миссии, отряды воинов и обозы с товарами купцов
Происхождение названия, то оно до сих пор не выяснено. По версии историка Н.Ф. Филатова, ветчаком в старину называли грунтовую дорогу. На краю большой дороги и стояла эта деревня. Однако в словарях русского языка слово "ветчак" в таком значении не встречается. Возможно, исследователь имел ввиду термин «большак» - прямая, широкая грунтовая дорога между населёнными пунктами (в отличие от просёлочной), - который со временем трансформировался в ветчак/ бетчак. В словарях же встречается другое однокоренное слово «ветчаный» - старый, ветхий, давно существующий
Опалиха. Одно из первых упоминаний о деревне относится к началу XVII века.
Основная версия происхождения названия Опалиха связана со способом подготовки земельного участка для сельского хозяйства (подсечно-огневое земледелие). Это память о той далекой эпохе, когда крестьяне, шаг за шагом наступая на лесные дебри, отвоевывали огнем и топором новые места для пашни и селились около них, образуя деревни в один-два двора.
Некоторые краеведы выдвигают альтернативную версию, согласно которой топоним Опалиха связан с термином "опала". По их мнению, сюда ссылали людей высокого ранга, неугодных царю, называвшихся опальными. Но данное предположение не находит подтверждения в исторических источниках.
Большая Ельня. В народной памяти живёт предание, как, придя вечером в эту местность, войско Ивана Грозного расположилось на ночлег. Царь распорядился накормить своих ратников по русскому обычаю, что и было сделано. Утром тронулись в путь .А поселение после этого стало называться Большая Ельня, как место, где ужинали ратники Ивана Грозного. Спустя несколько лет государь вспомнил своё становище на нижегородской земле, когда в 1560 году жаловал: « Деревню Елну, пустошь Фроловскую, пустошь Черемисское, чтобы были те деревни и пустоши на оброке за Спасским протопопом, за Марком з братию» в вотчину Нижегородскому Печерскому монастырю.
По другой версии название села произошло, как говорится в предании, из-за существовавших здесь в изобилии еловых лесов.
Существует предположение: на заре бурлачества в этом месте после длительного пути с бичевой устраивался отдых – едальня. Это слово могло преобразоваться в имя селения.
Могло село получить своё название от речки Еленки, которая в свою очередь называлась так по еловой поросли , прикрывавшей подходы к воде.
Афонино. В XIX веке деревня располагалась в другом месте. На нынешнее место была перенесена после уничтожившего её пожара.
Существует легенда о происхождении названия деревни. Афонино получило название по имени одного из сыновей разбойницы Алены, что орудовала в этих краях. У неё было три сына: Афоня, Кузьма и Никола. Близлежащие селения Кузьминки и Никольское названы именами двух других сыновей. Получается целая семейная банда. Сама Алена якобы жила в деревне Грабиловка, а разбои проводила между ней и Утечино.