Размышления об образах священников в русской литературе
Русская литература глубоко православна, и все же образ истинно верующего человека в ней довольно редко встречается. Духовность в русской литературе – это скорее путь к Богу, чем вместе с ним. Возможно, люди воцерковленные со мной не согласятся, но я рассуждаю и оцениваю, как человек, находящийся в духовном поиске. Нас таких большинство, но выбор произведений, о которых пойдет разговор, мой личный. Делюсь своими размышлениями о прочитанном и приглашаю вас, дорогие читатели, к размышлениям, к разговору.
«Отец Сергий» Л.Н.Толстого, образы Лескова, даже Лука М.Горького из пьесы «На дне» - это образы людей, ищущих путь к Богу, ищущих мудрость. Образы мятущиеся, и потому, наверное, более понятные читателю, находящемуся в духовном поиске.
Тем ценнее книги, показывающие образы людей, уже обладающих способностью верить и любить. Совсем как Пашенька в рассказе Л.Толстого: «она живет для бога, думая, что живет для людей. Да одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных для людей».
Подлинная вера и доброта не ждут наград. И так редко встречаются.
Много споров у критиков и читателей вызвал роман А. Сегеня «Поп». В основном эти словесные баталии относились к неоднозначности деятельности организации, к которой принадлежит герой книги, священник Александр Ионин, – православной миссии, созданной во время Великой Отечественной войны фашистами на территории оккупированной Псковщины. Оставим эти вопросы историкам и поговорим о романе исключительно как художественном произведении, имеющим право на вымысел, на свое видение исторических событий.
Герой романа «Поп» как раз и есть тот редкий тип истинно верующего человека. Очень теплый и светлый образ. Сельский священник, батюшка, поп, относящийся к своей пастве действительно как к своим детям: наставлял, заботился, спасал. Все они дети его – и жители села, и узники концлагеря, и пленные, и – потом уже – заключенные в сталинском лагере. И за всех них он нес ответственность перед Богом. Так он понимал свое служение, не ожидая наград, не укоряя недображелателей. И поднимал паству свою на помощь другим, укреплял в них веру в Победу над фашистами. И от ответственности не прятался, не хитрил. Потому и паства его верила ему. Вынужденный притворяться, что действует под крылом гитлеровцев, отец Александр активно помогал партизанам, принимал в свою семью детей, оставшихся сиротами, беженцев и узников концлагеря Саласпилс.
«Душе проснуться никогда не поздно», – говорит отец Александр. Делает все, чтобы души окружающих его людей проснулись.
Ева, названная дочка, Алевтина Андреевна, жена отца Александра, – яркие образы женщин, принявших веру в добро и любовь. Образ матушки Алевтины во многом перекликается с образом Анастасии Марковны, жены протопопа Аввакума.
Две эти женщины – настоящая и вымышленная – дают нам, читателям, пример подлинной веры, доверия жены к мужу, мужа к жене, когда они поистине становятся одним целым.
Какого это быть женой священника, матушкой, попадьей? Какого это в современном мире, полном соблазнов духовных и физических? Может и нет в современных матушках того смирения и почтения. Вспомним Пашеньку из рассказа Л.Толстого, подумаем о ее судьбе и перечитаем «Записки попадьи» Юлии Сысуевой. Это не художественное произведение, но написано оно живо и интересно.
По роману А.Сегеня снят одноименный фильм. Как признают создатели фильма, прототипом для «киношного» Александра Ионина во многом стал Иоанн Крестьянкин, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков. Человек обретший веру и силу в душе своей. Он стал стал одним из героев ставшей бестселлером книги «Несвятые святые». Книге, написанной прекрасным художественным языком о реальных людях. Возможно, когда-то и о них напишут художественные книги, их образы, воплощенные в романы и повести, будут помогать читателям понять себя и будить свою душу.
Господи! Прости нас за неверие. Разучились верить мы давно. И идем к Тебе лишь в дни сомнения, Лишь, когда в душе у нас темно.
У Тебя мы ищем утешения, Молим о спасении своем, А потом грешим до исступления, Позабыв дорогу в Отчий дом.
Вспоминаем о Тебе лишь в горести, В радости - гордыня высока. Что там у кого висит на совести, Мы о том не думаем пока.
Все смеемся: согрешим - покаемся. Поговорку эту полюбя, Вновь на том же месте спотыкаемся И, не веря, вновь зовем Тебя.
Жанна Пестова, ведущий библиотекарь
Решаем вместе
.
 
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!