|
Библиоблог > Литературная беседка > Любовь к родному пепелищу
|
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его.
Животворящая святыня! Земля без них была б мертва, как безотрадная пустыня и как алтарь без Божества.
А.С.Пушкин |
Без любви к родине жизнь человека, по меткому замечанию поэта, невозможна, лишена смысла.
В истории своего края, его былой славе и величии, его культурных традициях черпает человек силы для грядущего. Высокопарно? Отчасти.
Во всех сложных ситуациях мы обращаемся к опыту прошлого, вспоминаем о героях, гордимся их завоеваниями.
Дети часто спрашивают у своих родителей, что и как было в их детстве. С интересом слушают рассказы о детстве бабушек и дедушек, если, конечно, те им об этом рассказывают и рассказывают интересно. Пусть и не совсем понятна детям та, прежняя, жизнь, они интуитивно понимают, чувствуют важность этой информации для их жизни, для их становления. Сравнивают ее со своей.
Дети понимают интуитивно, а мы с вами, взрослые и разумные, можем с легкостью прочитать лекцию на тему важности корней, знания своей истории, важности быть частью культурного пространства своего народа.
|
Книги по краеведению
|
Вот только часто ли читаем с детьми народные сказки? Те самые сказки, через которые поколениями передавались правила жизни в семье, в обществе. Нередко можно услышать от родителей: им это неинтересно, сейчас другая жизнь. Да, конечно, жизнь меняется, но основные ее правила остаются неизменными: дети должны слушаться родителей, старших надо уважать, оставшись дома без родителей, нельзя открывать дверь чужим, нельзя посторонним рассказывать, где ты живешь, что родителей дома нет, что трудолюбие приводит к успеху, а лень и зазнайство к разочарованию. И, может быть, нет ничего плохого в том, чтобы поговорить с детьми о наших народных традициях. Прочитать сказки с детьми и объяснить им, что такое русская печь, что такое ухват, что такое прялка. Почему дети всегда считались главным богатством, но не центром мира. Для чего люди в старину складывали легенды. И зачем нам сейчас их надо читать? Чему они могут нас научить?
Не так давно состоялся знаменательный разговор с молодым учителем истории. Учитель всерьез убеждал меня, что если дети не знают легенд родного края (или они им не нравятся), то вполне могут сочинить свои.
|
Книги по краеведению
Краеведческий диктант
|
Сочинить, конечно, можно все что угодно. И историю переписать заново, так, как удобно, так, как хочется. Вот только нужно ли? Может, для начало лучше изучить то, что уже создано? Изучать прежде всего нам, взрослым. И передавать знания детям. Вроде бы банальные истины, что дети приходят в тот мир, который мы для них создали, усваивают ту пищу, в том числе и духовную, интеллектуальную, которую мы им предлагаем.
19 апреля проходил Краеведческий диктант «Я знаю Нижний». Тем, кто принимал участие офлайн в нашей библиотеке, я разрешала использовать краеведческие издания. Мне показалось, что главная идея диктанта не столько в проверке знаний, сколько в побуждении детей и подростков к изучению истории родного края. Да, вопросы были сложные. Особенно для тех, кто проживает не в Нижнем Новгороде. Но зато сколько открытий сделали наши участники! Сколько радости и гордости за земляков, свой край испытали они. И самое главное – появился интерес к познанию.
В последние годы в библиотеку поступило много прекрасных изданий о Нижнем Новгороде. Эти книги могут стать прекрасным поводом для семейного чтения и обсуждения, для заочных экскурсий по Нижнему Новгороду, для подготовки к очным экскурсиям или семейным прогулкам. И толчком к изучению истории своего родного города, родной деревни, к поисковой работе и сохранению исторических фактов, легенд.
|
Участник краеведческого диктанта
Жанна Пестова, ведущий библиотекарь
|
|
|
|
Решаем вместе
.
 
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
|