Программа телепередач, телепрограмма на сайте teleprograms.ru

kupit-bilet

vkutub

Поиск

booked.net
procultrf  mkultno
Библиоблог > Литературная беседка > Что написано пером... Азбучные смыслы, истины и молитвы.
 
 
tema9-1
 
Что написано пером, того не вырубишь топором – гласит русская пословица, отражая особое отношение народа к письменной речи, а позднее и к печатному слову.
 
Откуда такое отношение у народа? Кто его привил? Или оно заложено в генетический код?
  chnp2 Кирилл и Мефодий Славянская азбука, кириллица, изначально создавалась для писания священных книг. По просьбе Моравского князя Ростислава и поддержке императора Византии Михаила братья-миссионеры Константин (принявший в конце жизни монашеский постриг под именем Кирилл) и Мефодий создали славянскую азбуку в 963 году. Нужно это было для того, чтобы перевести на понятный славянам язык все духовные писания (Евангелие, Псалтырь, текст Литургии).  Создавалась азбука на основе греческого алфавита и алфавитов, существовавших у славян. (Да, да, у славянских племен была своя письменность). За создание азбуки братьев причислили к лику святых. Так велико значение их труда.
43 буквы содержал новый алфавит. Примечательно, что «чисто греческие» буквы не имели образного значения, в то время как каждая «чисто славянская» буква имеет образ, а не только звук.

Азбука словно поделена на две части. Первая из которых содержит в себе послание. Кем оно оставлено? Богом, давшим нам речь и буквы или далекими предками?

Если прочитать названия первых букв как текст, то получится следующее:

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо.

Что означает это послание? Как его перевести на современный язык? Существует несколько версий. Я предлагаю вашему вниманию две.
chnp3 Кирилица  
 
Первая.
 
Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне , Как подобает разумным людям – Постигайте мироздание! Несите слово убежденно.
 
И вторая.
 
Азъ – я.
 
Буки – буквы, письмена.
 
Веди – познал, совершенное прошедшее время от «ведети» — знать, ведать.
 
Азъ буки веде – Я знаю буквы.
 
Глаголь Добро – говори, делай добро. Глагол – это и слово, и дело одновременно. Глаголь – говори. Глаголю – говорю. Говорю – значит, делаю. А что нужно делать? Добро.
 
Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.
 
Зело – усердно, со рвением.
 
Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.
 
И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.
 
Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.

Может быть, кто-то переведет это послание по-своему.
chnp1 Книга   Смысловое название букв использовалось и при составлении азбучных молитв.


В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв. Каждая такая молитва представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
 
Вот, например, одна из таких молитв:
А з есмь свет ми́ру,
Б ог есмь пре́жде всех век,
В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,
Г лаго́лю лю́дем зако́н Мой.
Д обро́ есть творя́щим во́лю Мою́,
Е сть гнев Мой на гре́шникы.
Ж иво́т дах всей тва́ри.
Ѕ ло есть законопресту́пником.
Ни на чем З е́млю утверди́х,
Престо́л мой, И же на небесе́х,
I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.
К а́ко лю́дие беззако́нии не сотвори́сте во́ли Моеа́,
Л ю́дие Мои́ непоко́рные
М ы́слете на Мя зл́аа?!
Н аш еси́ Бог и засту́пник!
О ны Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят,
П око́й дах всей тва́ри Свое́й.
Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.
С ло́вом Мои́м вся́ утверд́ишася.
Т верда́ рука́ Твоя́, Влады́ко!
Ф арао́на потопи́х в Чермн́ом мо́ри,
Х еруви́ми слу́жат Мне́ со стра́хом,
T ве́рзу рай христиа́ном.
Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?
Ч ервь и огнь угото́вах на гре́шникы —
Ш у́мом и попали́т дубравы.
Щ ито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,
Ы орда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м,
Ерес ь погуби́х,
Ю гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную,
Юже М я пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.
 
Понятие «азбучные истины» знакомо многим. Азбучные истины – это значит самое простое, такое же простое, как и те истины, которые человек узнает из азбуки, из первой книги в своей жизни.

И это действительно так. Как выглядят наши современные азбуки? К каждой букве прикреплена картинка с изображением знакомого детям предмета или животного на эту букву и стишок.
 
В старое время, когда детей только обучали грамоте по книге, к чтению, буквам относились с особым почтением. И с почтением относились к грамотным людям. Потому давали не просто картинку к букве, давали знания о мире и правила жизни. Обучали грамоте и воспитывали одновременно. Считалось, что человек, владеющий грамотой, обязан много знать об устройстве мира и быть культурным.
 
Вот, например, такими стихами-поучениями сопровождалась буква Д (Добро) в Букваре Кариона Истомина, издания 1694 года.
chnp4 Азбучные истины  
 
Добро
Добро учись, неведение – слепота,
Райская тебя постигнет доброта.
В диадемах ходит, кто благостью славен,
Кто богопослушен и благонравен.
Для домоводства – хозяйства устройство
И разных вещей нужно знать свойство.
Ради сего люди разум стяжают,
А льстивых и злобных не уважают.
Дорогу спрашивай, обычаям внимай,
И бдительности, где бы ни был, не теряй.

Поучения, не утратившие актуальности и поныне. Азбучные истины – они вечные.

Азбука менялась со временем, менялось начертание букв, менялся их состав. Какие-то буквы ушли, какие-то появились. И сегодня в нашем алфавите только 33 буквы. Они утратили образное, значение. Но сакральности не утратили. Не стоит об этом забывать.
 
                                                                                       Жанна Пестова
 
Решаем вместе
.   Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
noko 
noko-itog
dtd
Яндекс.Метрика