В продолжение темы о грамотной речи остановимся на вопросе о произношении существительных во множественном числе, родительном падеже. Правильно ли мы говорим?
Разберем наиболее часто встречающиеся варианты.
1. Название национальностей. Нормой для некоторых существительных этой группы является нулевое окончание. Окончания «-ов» нет у болгар, осетин, англичан, мордвин, румын, могикан, цыган, турок, туркмен, бурят, башкир. Остальные национальности имеют во множественном числе, родительном падеже окончание «-ов»: много таджиков, тунгусов, узбеков, киргизов, калмыков, бедуинов, якутов и т.д.
2. Названия парных предметов. Для них характерно нулевое окончание. Здесь можно выделить четыре подгруппы.
названия обуви: нет ботинок, валенок, мокасин, сапог, сандалет;
названия одежды: материал для шорт, шаровар, манжет;
названия аксессуаров: блеск погон, эполет;
названия предметов: скрип ворот.
3. Названия родов войск. С этой группой слов произошла интересная история. Если существительное имеет собирательное значение, то окончание нулевое, но при обозначении отдельных лиц следует употреблять окончание «-ов». Например, выход драгун, улан, гардемарин, кадет, партизан. Но, трое драгунов, уланов, гардемаринов, кадетов. Исключение составляет слово партизан: трое партизан.
Окончание «-ов» при любом употреблении имеют три слова-исключения: вызов мичманов, саперов, минеров.
6. Названия предметов: много брелоков, браслетов, рельсов. Равноправные формы: мало патронов – патрон.
7. Существительные, употребляющиеся чаще в форме множественного числа:
существительные с окончанием «-ов»: не хватает нервов, критериев, комментариев, бронхов, сотов, носков, дебатов, консервов.
существительные с нулевым окончанием: турнир шахмат.
Кстати, все вышеперечисленные существительные мужского рода. Действительно, чаще всего казусы происходят именно с мужским родом. И только три слова женского рода могут вызвать сомнения: розга, вафля, туфля – розог, вафель, туфель.
Постараемся запомнить перечисленные примеры и будем говорить правильно!
Решаем вместе
.
 
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!